Версия для слабовидящих Версия для слабовидящих

Новости
/ 9 мая, 2020 /
Завод №1 во время Великой Отечественной войны

В феврале 1941 года директором завода № 1 стал Анатолий Тихонович Третьяков. На тот момент завод был чисто самолетостроительным предприятием. Главным инженером с января 1941 года был назначен Виктор Яковлевич Литвинов.

Вначале 1941 года предприятию было поручено освоить производство высотного истребителя МиГ-3. Но в самый разгар этого освоения началась Великая Отечественная война. Почти сразу же после того, как фашисты приблизились к Москве на расстояние, доступное для тяжелой авиации, завод № 1 стал одним из основных объектов бомбардировок. После этого Геббельс на весь мир заявил: «Важнейшего для России авиазавода больше не существует. Доблестные асы фюрера смешали его с землей». Но завод продолжал работать, не останавливаясь даже во время налетов, ежедневно отправляя на фронт по 20 высотных истребителей Миг-3.

Но во второй половине октября 1941 года, положение предприятия резко осложнилось: началось немецкое наступление на Москву. Всего лишь на вторые сутки после введения в столице осадного положения началась эвакуация из ее пределов большинства оборонных предприятий. Завод № 1 был отправлен в Куйбышев, и его эвакуация прошла всего за 10 дней.

Уже 28 октября был подписан приказ о начале работы завода № 1 на новом месте. В его состав вошел строящийся завод № 122, а также ранее эвакуированные сюда же некоторые другие предприятия: № 8 из Днепропетровска, № 35 из Смоленска, № 483 из Киева, № 463 и № 464 из Прибалтики.

Благодаря тому, что еще в августе 1940 года специально для возведения группы авиационных заводов под Куйбышевом было создано Управление Особого Строительства (УОС), все оборудование, доставленное на территорию Безымянского промышленного узла, на месте назначения размещалось отнюдь не в чистом поле, а в уже практически готовых производственных корпусах. Поэтому коллектив завода № 1 всего лишь за два месяца смог наладить выпуск самолетов. Первый из них вышел из ворот цеха в декабре 1941 года. Это было самое драматичное для страны время, когда гитлеровцы стояли на подступах к Москве, а перевезенные на восток оборонные предприятия еще только-только набирали производственные темпы.

Завод №1
Завод №1

Именно в такой невероятно напряженной ситуации 23 декабря 1941 года в Куйбышев поступила правительственная телеграмма, подписанная председателем ГКО Иосифом Сталиным. Вот ее полный текст:

«23/12 22 56 бл. 22-24 пр. 19/8

Два адреса Куйбышев директору завода нр 18 Шенкману копия директору завода нр 1 Третьякову. Сер. Г. Москвы 3128 124 23 22 08. Уведомление телеграфом – Серия Г вручение подтвердите —

Вы подвели нашу страну и нашу Красную Армию тчк Вы не изволите до сих пор выпускать Ил-2 тчк Самолеты Ил-2 нужны нашей Красной Армии теперь как воздух как хлеб тчк Шенкман дает по одному ИЛ-2 в день а Третьяков дает МиГ-3 по одной по две штуки тчк Это насмешка над страной зпт над Красной Армией тчк Нам нужны не МиГи а Ил-2 тчк Если 18 завод думает отбряхнуться от страны давая по одному Ил-2 в день то жестоко ошибается и понесет за это кару тчк Прошу вас не выводить правительство из терпения и требую чтобы выпускали побольше Илов тчк Предупреждаю последний раз тчк нр П553 СТАЛИН» 

Телеграмма Сталина
Телеграмма Сталина

Сразу же после получения этой телеграммы главный инженер завода № 1 В.Я. Литвинов приступил к внедрению новых технологий, благодаря которым предприятие всего через сутки смогло выпустить уже три самолета Ил-2, и после этого каждый день их производство наращивалось на 1-2 единицы. В те же месяцы Литвинов впервые в нашей стране запустил на заводе № 1 принципиально новый метод самолетостроения – так называемый принцип параллельности, когда разработка конструкции машины, составление чертежей и подготовка производственного цикла для него велись одновременно.

Такая тактика позволяла запускать в производство новые образцы техники в самые кратчайшие сроки. До этого принцип параллельности применялся лишь на западных предприятиях. В СССР же такую тактику посчитали непригодной для советской экономики в силу плановости народного хозяйства. И потому можно себе представить, каких трудов стоило тогда Литвинову убедить руководство страны забыть об этих социалистических догмах, что в итоге и позволило заводу № 1 резко ускорить темпы производства самолетов.

В 1942 году силами заводского СКО была подготовлена документация для перехода на производство двухместных Ил-2 (с задней кабиной стрелка) вместо прежних одноместных.

Ил-2
Ил-2

За этот год завод № 1 выпустил 2840 самолетов Ил-2, в 1943 году — 4462 таких штурмовика, в том числе двухместных с пушками ВЯ – 190, двухместных с пушками ВЯ и ШВАК – 2518. Всего же в 1941-1945 годах предприятие отправило на фронт 3122 истребителя Миг-3, 11863 штурмовика Ил-2, 1225 штурмовиков Ил-10, за что в 1945 году завод № 1 был награжден орденом Красного Знамени.

После того, как в июле 1944 года Третьяков был отозван в Москву, в распоряжение Наркомата авиационной промышленности, на место директора предприятия вполне закономерно был назначен Виктор Яковлевич Литвинов. В сентябре 1945 года за выдающиеся заслуги в деле организации производства самолетов и освоение новых образцов боевой техники он был удостоен звания Героя Социалистического Труда.

Источник информации

ВЕРНУТЬСЯ
НАВЕРХ