Версия для слабовидящих Версия для слабовидящих
Новости
/ 15 июня, 2020 /
День рождения Николая Дмитриевича Кузнецова

23 июня день рождения Генерального конструктора авиационных и ракетных двигателей, Генерального конструктора Государственного союзного опытного завода №2 по разработке и производству опытных реактивных двигателей в Куйбышеве Николая Дмитриевича Кузнецова.

Николай Дмитриевич Кузнецов

Николай Дмитриевич Кузнецов родился 23 (по старому стилю 10) июня 1911 в городе Актюбинске Российской империи (ныне город Актобе Республики Казахстан). Его отец Дмитрий Матвеевич по профессии был рабочий-котельщик, а мать Мария Михайловна – домохозяйка.

В своем городе будущий конструктор окончил начальную школу, а завершил среднее образование уже в советское время в школе рабоче-крестьянской молодёжи. Затем он учился на вечернем отделении Московского авиационного техникума, одновременно работая на заводе слесарем-сборщиком. В 1933 году Кузнецов поступил на воздушно-технический факультет моторостроительного отделения Военно-воздушной академии имени Жуковского, который окончил с отличием в 1938 году.

Уже в то время молодой человек показал себя талантливым инженером, разработав для дипломного проекта оригинальную конструкцию авиационного мотора мощностью 1500 лошадиных сил, заинтересовавшую даже признанных специалистов своего дела. Перспективный выпускник был оставлен на институтской кафедре, и в апреле 1941 года он успешно защитил кандидатскую диссертацию.

С самых первых дней Великой Отечественной войны Кузнецов неоднократно писал заявления с просьбой отправить его в действующую армию, однако у руководства были другие планы в отношении молодого кандидата технических наук. Он попал на Северо-Западный фронт летом 1942 года, но только в порядке стажировки в качестве старшего инженера одной из дивизий 6-й воздушной армии. В октябре того же года Кузнецова вновь отправили в глубокий тыл, на Уфимский авиационный завод, где он проработал почти семь лет.

Николай Дмитриевич Кузнецов

Но самое звездное назначение всей его жизни было еще впереди. В 1949 году Кузнецова направили в Куйбышев, на должность главного конструктора совершенно секретного завода. Он был создан еще в апреле 1946 года на базе эвакуированного из Москвы завода № 145 имени Кирова.

Так начиналась история предприятия, которые в советское время называлось Государственным союзным опытным заводом № 2, заводом № 276, Куйбышевским моторным заводом и Куйбышевским научно-производственным объединением «Труд» и ОАО «Самарский научно-технический комплекс (СНТК) имени Н.Д. Кузнецова». С конца 40-х годов ХХ века оно является одним из крупнейших в России предприятий по разработке и созданию авиационных и ракетных двигателей. Завод располагался на окраине города, в поселке Управленческом, где в предвоенные годы находилось управление строительства Куйбышевского гидроузла. По этой причине посёлок и получил такое название.

Первое время опытным заводом № 2 руководили исключительно военные, но затем им на смену приехал никому не известный молодой инженер, носивший самые обыкновенные для нашей страны имя и фамилию — Николай Кузнецов.

Для того, чтобы по крайней мере перечислить все научно-технические проекты, подготовленные и внедренные на практике как им самим, так и возглавляемым им коллективом, не хватит и нескольких книжных страниц. Но все же здесь стоит назвать хотя бы самые выдающиеся разработки.

Двигатель, произведенный под руководством Н. В. Кузнецова

Всего под его руководством на предприятии было создано 57 газотурбинных двигателей для самолетов и экранопланов, жидкостных реактивных двигателей (ЖРД), а также других конструкций. Большинство разработок Кузнецова и его предприятия отмечено характеристиками «впервые в мире» или хотя бы «впервые в СССР». В их числе — первый в нашей стране и самый мощный в мире турбовинтовой двигатель; первый в СССР и мощнейший в мире двухконтурный двигатель с форсажной камерой сгорания для сверхзвуковых самолетов; первый в мире серийный ЖРД большой мощности, работающий по замкнутой схеме; первый в СССР трехвальный двухконтурный двигатель; первые в мире двигатели, использующие в качестве топлива жидкий водород и сжиженный природный газ. Этот перечень можно продолжать еще очень долго.

Чрезвычайно перспективной конструкцией по сей день остается принципиально новый двигатель — винтовентиляторный НК-93, который называют «двигателем XXI века», на десятилетия опередившим свое время. Хотя бы повторить его уникальные характеристики до сих пор не удалось никому в мире. Коллеги считают, что этот проект был главным детищем всей жизни Николая Дмитриевича

В июле 1957 года за выдающиеся успехи в создании новой авиационной техники Указом Президиума Верховного Совета СССР Николаю Кузнецову было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Но все же одним из самых известных направлений деятельности куйбышевских двигателистов стала их работа над жидкостными реактивными двигателями (ЖРД) для космических ракет, в которую предприятие впервые включилось еще в 1959 году, создав некоторые конструкции для межпланетных станций. А затем Кузнецов и его коллектив приняли участие в реализации пилотируемого лунного проекта Советского Союза.

Дорогие друзья! Предлагаем вам посмотреть фильм про Николая Дмитриевича Кузнецова из видео энциклопедии «Конструкторы»

Кузнецов Николай Дмитриевич

Источник: историческаясамара.рф

ВЕРНУТЬСЯ
НАВЕРХ