Версия для слабовидящих Версия для слабовидящих
Новости
/ 27 апреля, 2020 /
110-летие Виктора Яковлевича Литвинова

30 апреля 2020 года исполнилось бы 110 лет со дня рождения выдающегося инженера и организатора авиационно-космической отрасли Виктора Яковлевича Литвинова.

Родился Виктор Яковлевич Литвинов в Таганроге на тихой Ростовской улице в семье слесаря железнодорожного депо. В 1926 году закончил 7 классов железнодорожной школы при станции Таганрог, а осенью того же года стал студентом механического отделения известного в то время учебного заведения – Таганрогского индустриального (ныне авиационный) техникума.

Ранние годы

После окончания техникума Виктор Яковлевич получил квалификацию техника-механика и начал работать техником-технологом на Таганрогском авиационном заводе. Вскоре по разнарядке Авиатреста СССР Виктор Литвинов уехал в Москву, где был принят на завод №1 Авиахима.

1930-е годы – это период становления и развёртывания отечественного авиастроения. Уже были созданы первые советские самолёты Р-1, P-5, И-3 и другие. Виктор Литвинов был назначен техником-конструктором в бюро проектирования технологической оснастки агрегатов.

Виктор Яковлевич Литвинов

Рос завод, росли и крепли его кадры. Виктор поступил на вечернее отделение Московского авиационного института, и в 1937 году молодому инженеру был вручён диплом с отличием. У него появилась возможность заняться наукой, поступив в аспирантуру, но он отказался. В марте 1937 года Виктор Литвинов стал начальником технического отдела цеха – работа ответственная, но удивительно интересная.

В июле 1938 года он был назначен заместителем главного инженера завода. Под его руководством впервые в стране был внедрён новый принцип самолётостроения – принцип параллельности, когда одновременно велась разработка конструкции машин, выпуск чертежей и подготовка производства. Это позволило в короткий срок создать новую технику – маневренные истребители Миг-1 и Миг-3. В начале 1941 г. на знамени завода появился орден Ленина, а В.Я. Литвинов был награждён орденом Трудового Красного Знамени. В январе 1941 года он становится главным инженером завода.

Завод во время войны

Началась война. Завод получил приказ резко увеличить темпы выпуска самолётов. В своих воспоминаниях нарком авиапромышленности СССР А.И. Шахурин писал: «Если в июне 1941 авиационные заводы выпускали немногим более 50 новых самолётов в день, то уже в июле месячный выпуск достиг 1807, а в сентябре – уже 2329 самолётов. К концу сентября Московский самолётостроительный завод уже выпускал в сутки до 20 новых скоростных истребителей Миг-3». Именно тогда был награждён первым орденом Ленина Виктор Яковлевич Литвинов.

Завод продолжал работать и тогда, когда пришёл приказ об эвакуации. За десять дней завод-гигант поставили «на колёса» и отправили в Куйбышев. Новая заводская площадка не была ещё достаточно подготовлена – коробки корпусов стояли без крыш, не хватало топлива, воды, энергии. Впоследствии Виктор Яковлевич вспоминал: «Работа была адова… Люди жили в бараках, семьи по деревням, порой за десятки километров от заводской площадки».

Зима 1941 года. Она пришла рано, выпал снег, стояли жестокие морозы, но работы не прекращались ни на один день. Прошло немногим более месяца со дня эвакуации завода, как был пущен первый цех (цех оперения), потом второй, третий. В кратчайшие сроки был освоен выпуск лучших в мире штурмовиков Ил-2. 29 декабря 1941 года был запущен первый мотор самолёта, построенного полностью уже на новом месте. И в куйбышевское зимнее сумрачное небо поднялся первый штурмовик, сработанный москвичами.

В июле 1944 года В.Я. Литвинов становится директором завода. Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 19 августа того же года ему было присвоено воинское звание генерал-майор инженерно-авиационной службы. Возглавляемый им коллектив 26 раз завоёвывал в социалистическом соревновании Знамя Государственного Комитета обороны СССР. А в конце 1944 года это знамя было оставлено на заводе навечно.

Родина высоко оценила самоотверженный труд Виктора Яковлевича Литвинова в годы войны. В сентябре 1945 года, в числе других видных организаторов авиационного производства, авиаконструкторов ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. На следующий год за усовершенствование технологии сборки самолётов и внедрение поточного метода производства В.Я. Литвинов был удостоин Сталинской премии.

Послевоенное время

Кончилась война. Коллективу завода предстояло решать новые сложные задачи, надо было в кратчайшие сроки освоить серийный выпуск первых советских реактивных истребителей. И эта задача была успешно решена. В 1946 году за 40 дней и ночей было выпущено десять реактивных Миг-9, которые во время праздничного парада 9-го Мая пронеслись над Москвой. Завод, во главе которого бессменно стоял В.Я. Литвинов, приступил к серийному выпуску знаменитых фронтовых истребителей Миг-15 и Миг-17, нового бомбардировщика Ил-28, первого дальнего реактивного бомбардировщика Ту-16.

Почти двадцать лет руководил заводом В.Я. Литвинов. В центре внимания директора были не только производственные задачи, он уделял много внимания и заботы быту и отдыху заводчан. На месте бывшего пустыря, где в годы войны люди жили в бараках, вырос целый город самолётостроителей. Открывались детские сады, школы, больницы, библиотеки, были построены стадион, фабрика-кухня, пионерские лагеря, дома отдыха, профилактории. На площади имени Кирова был возведён Дворец культуры.

В августе 1957 года в Куйбышев по заданию Н.С. Хрущёва прибыл С.П. Королёв. Ему предстояло выбрать предприятие для изготовления межконтинентальной ракеты-первенца и её силовых установок. В итоге 2 января 1958 года вышло закрытое постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об организации серийного производства изделия 8К71 на Государственном авиационном заводе №1 им. И.В. Сталина Куйбышевского Совета народного хозяйства». При этом на заводе №1, где в тот момент полным ходом шло производство самолётов, предписывалось уже в IV квартале 1958 года выпустить первые три изделия 8К71.

Виктор Яковлевич Литвинов

Завод практически закончил своё перепрофилирование за десять месяцев. До 1958 года нигде в мире никто не занимался переводом крупного промышленного предприятия на массовое ракетное производство, и к тому же в столь короткие сроки. 30 декабря 1958 года на полигон НИИП-5 была отправлена первая ракета, изготовленная на заводе, а 17 февраля 1959 года она совершила успешный полёт.

29 июля 1960 года закрытым Указом Президиума Верховного Совета СССР «За успешное проведение беспрецедентной по масштабам и срокам работы по организации в городе Куйбышеве полномасштабного ракетного производства» директору завода №1 В.Я. Литвинову вручили Звезду Героя Социалистического Труда во второй раз.

В марте 1961 года В.Я. Литвинов стал председателем Куйбышевского совнархоза, затем заместителем председателя Средне-Волжского совнархоза. В 1965 году он был назначен заместителем министра общего машиностроения СССР. Несмотря на большую занятость по работе Виктор Яковлевич всегда находился в самой гуще общественно-политической жизни. Он избирался депутатом Верховного Совета РСФСР 5-го и 6-го созывов, был делегатом XIX, XX и XXII съездов КПСС.

Память о Литвинове живёт в его родном Таганроге, где ему, как почётному гражданину города, был торжественно установлен бронзовый бюст. В Самаре с 2003 года Дворец культуры на площади Кирова, построенный по инициативе Виктора Яковлевича Литвинова, носит его имя.

Источник: http://www.sgubern.ru/articles/4798/5939/

ВЕРНУТЬСЯ
НАВЕРХ